Перейти к содержанию
Лавка Корабела - Форум судомоделистов

Поморский коч в "бутылке" 1:1000


Рекомендуемые сообщения

Позволю себе открыть этот раздел, чтобы не пустовал :)

 

В прошлом году мне попал в руки интересный флакон из-под духов и я решил "зафлаконить" в него модельку поморского коча.

 

Итак, ПОМОРСКИЙ КОЧ - уникальное полярное судно допетровского времени. Созданный поморами коч стал единственным в мире судном эпохи великих географических открытий, приспособленным к плаваниям в ледовой обстановке. Благодаря кону, русские промышлен­ники и землепроходцы смогли начать освоение Северного морского пути, колонизовать обширное пространство Севера, осваивать новые поселе­ния за полярным кругом. Однако к нашему времени сохранились только письменные упоминания о коче, но остается неизвестным точный вид судна и его конструкция.На основе археологических раскопок и научных исследований после­дних лет предложена программа реконструкции русского коча и подго­товки исторического эксперимента по плаванию на воссозданном судне. Реализация данной программы позволит поставить русский коч в ряду таких уникальных явлений всемирного наследия, как воссозданный Туром Хейердалом бальсовый плот «Кон-Тики» и папирусная лодка «Ра».

Коч – судно, созданное русскими поморами, жившими на берегах Белого моря. Особенности конструкции судна делали его уникальным по способности преодолевать большие расстояния в водах арктических и субарктических районов Евразии, ходить в сложной ледовой обстановке. Обтекаемый корпус судна способствовал его выжиманию на поверхность при ледовом сжатии, а особая форма днища и боковые кили позволяли перетаскивать корабль волоком. Существовало несколько типов кочей, но ни один из них не сохранился до нашего времени. - цитаты из книги "Коч — русское полярное судно: проблемы сследования и реконструк­ции"

 

При постройке модели я использую эти чертежи из журнала "Моделист-Конструктор" 1973, №10

 

Материалы традиционные: корпус - груша светлая и розовая, бамбук на рангоут, нитки для вязки мушек для такелажа.

По поводу креста:

Это поморский поклонный крест и он имел не совсем то значение, какое обычно приходит в голову в наше время ))

В процессе строительства модели я обдумывал вопрос - чем заполнить объем крышки флакона. Сначала была мысль поместить туда старинный поморский компас, но практически в последний момент решил сделать крест. Это одна из разновидностей поморских поклонных крестов - "Приметный (маячный, навигационный) крест - знак поморов, нанесенный на лоцманские карты. Такой крест служил ориентиром для мореплавателей, поэтому его высота достигала 10-12 м, при этом верхний конец наклонной перекладины указывал строго на север. Такие кресты были распространены в северной поморской культуре".

На мой взгляд, я не смог бы найти чего-то более подходящего для этой модели.

 

http://www.sakkos.ru/interes/articles/Solovki/Solovki-14.html

http://www.kandalaksha.org/interesno/1104-pomorskij-krest.html

 

post-799-0-65118400-1459866545_thumb.jpg

 

post-799-0-86689500-1459866645_thumb.jpg

voldents понравился пост
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Итак, начинаем с изготовления палубы-верхней части корпуса и нижней подводной части корпуса. Эту технологию я применяю, когда размер модели не позволяет выполнить настил палубы традиционным способом. 
Корпус модели разделен на две части, т.к. предполагается поместить коч в "море" и целиком корпус не проходит в горло "бутылки".

 

11825795_515911788560943_665005025269699

 

11813362_515927225226066_595689997180829

voldents понравился пост
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Следующий этап - обшивка корпуса рейками. 
Технология простая - вымачиваем, гнем, сушим, клеим, сушим, обрезаем лишнее. 
Первая рейка клеится по самому краю боковой поверхности корпуса-палубы и служит еще и нижней доской фальшборта.

 

11828817_516137591871696_782147686386537

 

11828817_516137581871697_662333373077920

 

11702794_516177268534395_804425818298975

voldents понравился пост
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подобным способом приклеиваем первую доску обшивки с другой стороны корпуса, не забыв вклеить форштевень и ахтерштевень.

 

11811420_516240281861427_262558038606345

 

11060283_516240291861426_322167567344415

voldents и Monty2 понравился пост
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заготовку для нижней части корпуса готовим из двух кусочков грушевой рейки. Нижняя часть будет находиться под водой, поэтому я не вижу особого смысла мудрить с ее изготовлением ))

 

post-799-0-48547000-1459924260_thumb.jpg

 

post-799-0-17925300-1459924271_thumb.jpg

 

post-799-0-58510800-1459924294_thumb.jpg

 

Обрезаем нижнюю часть по контуру верхней, придаем ей нужную форму, "достраиваем" форштевень.

 

post-799-0-18674900-1459924304_thumb.jpg

 

post-799-0-73727200-1459924312_thumb.jpg

voldents понравился пост
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Теперь, когда корпус коча вчерне готов (его еще предстоит дошкурить, но это можно между делом сделать), приступаем к рангоуту и наполнению палубы.

Рангоут традиционно для малого масштаба из бамбука.

Шлюпка из рейки груши. Вырезаем веретенообразное дно, приклеиваем борта, шкурим, вклеиваем банки, плющим лопасти весел из латунной проволоки 0,15 мм и voila ))

 

post-799-0-97955000-1459924512_thumb.jpg

 

post-799-0-71070400-1459924504_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По чертежам на палубе должны находиться 2 помпы... Надо бы их, конечно, деревянными, наверное, сделать... но кто на самом деле их вообще разглядит после помещения коча в "бутылку"

 

post-799-0-48107200-1459926523_thumb.jpg

 

post-799-0-50413100-1459926533_thumb.jpg

 

post-799-0-06951000-1459926548_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Далее продолжаем подготовку к забутыливанию модели.

Фиксируем стоячий такелаж и обрезаем концы нитей.

 

post-799-0-45219800-1459929769_thumb.jpg

 

post-799-0-90612200-1459929782_thumb.jpg

 

post-799-0-42185400-1459929803_thumb.jpg

 

post-799-0-40542000-1459929812_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Теперь можно приступать к следующему этапу - заливка "моря", помещение в него нижней части корпуса, формовка "волн".

 

post-799-0-02450100-1459929947_thumb.jpg

 

post-799-0-85732400-1459929955_thumb.jpg

 

post-799-0-97876400-1459929966_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По мере высыхания "моря" готовим верхнюю часть корпуса к "забутыливанию" - приклеиваем окончательно все палубные элементы, складываем мачту, разворачиваем парус и придаем всему этому компактную форму, позволяющую пропихнуть ЭТО через горло бутылки.

 

post-799-0-88232800-1459930092_thumb.jpg

 

post-799-0-83948900-1459930101_thumb.jpg

 

post-799-0-74055300-1459930111_thumb.jpg

 

post-799-0-71579400-1459930120_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наконец, наступила очередь, пожалуй, самого волнительного этапа в кораблевбутылкостроении )) - помещение верхней части корпуса в бутылку и дальнейшие работы уже внутри бутылки.

Итак, компактно сложенный сверток пропихиваем в горло

 

post-799-0-20967000-1459930296_thumb.jpg

 

post-799-0-59667100-1459930306_thumb.jpg

 

post-799-0-99056900-1459930316_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если предыдущая операция прошла успешно, устанавливаем верхнюю часть корпуса на нижнюю (в этом нам помогут штифты) и фиксируем их друг с другом клеем

 

post-799-0-71994700-1459930469_thumb.jpg

 

Затем поднимаем и фиксируем мачту. При этом стоячий такелаж должен автоматически натянуться.

 

post-799-0-90285800-1459930512_thumb.jpg

 

post-799-0-61371100-1459930650_thumb.jpg

 

Проверяем проводку снастей бегучего такелажа, концы которых выведены наружу

 

post-799-0-36832400-1459930614_thumb.jpg

 

post-799-0-18221100-1459930630_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Следующий этап - работа со снастями бегучего такелажа - натягиваем, фиксируем, обрезаем лишнее. Для обрезания ниток в этом проекте я сделал подходящий по размеру инструмент:

 

post-799-0-99694900-1459933693_thumb.jpg

 

post-799-0-71304000-1459933702_thumb.jpg

 

post-799-0-59902200-1459933712_thumb.jpg

 

post-799-0-38792000-1459933723_thumb.jpg

 

post-799-0-94426500-1459933733_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну вот, корабль в бутылке! Теперь остается только закрыть бутылку пробкой и запечатать ее печатью.

Каждый раз хочется придумать что-то оригинальное с пробкой, хотя получается не всегда. На этот раз конструкция пробки настоятельно требовала что-то поместить в имеющееся пространство. Идеи были разные, но, в конце концов, я остановился на идее поставить там поморский поклонный крест. На мой взгляд, это достаточно изящно, да и в тему, раз коч поморский ))

post-799-0-31310200-1459933900_thumb.jpg

post-799-0-31752000-1459933909_thumb.jpg

post-799-0-35854500-1459933920_thumb.jpg

post-799-0-13747700-1459933932_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

P.S. И небольшое лирическое отступление

 

Я попытался вернуться на 400-500 лет назад к суровым островам Северного Ледовитого океана. Это было время, когда русские поморы занимались рыбной ловлей и промыслом морских животных в тех частях Арктики. Эти отважные мореходы полярных морей использовали деревянные корабли (кочи) для того, чтобы добраться до своих охотничьих угодий.

 

Весна в Арктике. Пастель, 15х21 см, 2015

 

post-799-0-63765000-1459934801_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...