IgorSky Posted April 5, 2016 Report Share Posted April 5, 2016 Позволю себе открыть этот раздел, чтобы не пустовал В прошлом году мне попал в руки интересный флакон из-под духов и я решил "зафлаконить" в него модельку поморского коча. Итак, ПОМОРСКИЙ КОЧ - уникальное полярное судно допетровского времени. Созданный поморами коч стал единственным в мире судном эпохи великих географических открытий, приспособленным к плаваниям в ледовой обстановке. Благодаря кону, русские промышленники и землепроходцы смогли начать освоение Северного морского пути, колонизовать обширное пространство Севера, осваивать новые поселения за полярным кругом. Однако к нашему времени сохранились только письменные упоминания о коче, но остается неизвестным точный вид судна и его конструкция.На основе археологических раскопок и научных исследований последних лет предложена программа реконструкции русского коча и подготовки исторического эксперимента по плаванию на воссозданном судне. Реализация данной программы позволит поставить русский коч в ряду таких уникальных явлений всемирного наследия, как воссозданный Туром Хейердалом бальсовый плот «Кон-Тики» и папирусная лодка «Ра». Коч – судно, созданное русскими поморами, жившими на берегах Белого моря. Особенности конструкции судна делали его уникальным по способности преодолевать большие расстояния в водах арктических и субарктических районов Евразии, ходить в сложной ледовой обстановке. Обтекаемый корпус судна способствовал его выжиманию на поверхность при ледовом сжатии, а особая форма днища и боковые кили позволяли перетаскивать корабль волоком. Существовало несколько типов кочей, но ни один из них не сохранился до нашего времени. - цитаты из книги "Коч — русское полярное судно: проблемы сследования и реконструкции" При постройке модели я использую эти чертежи из журнала "Моделист-Конструктор" 1973, №10 Материалы традиционные: корпус - груша светлая и розовая, бамбук на рангоут, нитки для вязки мушек для такелажа. По поводу креста: Это поморский поклонный крест и он имел не совсем то значение, какое обычно приходит в голову в наше время )) В процессе строительства модели я обдумывал вопрос - чем заполнить объем крышки флакона. Сначала была мысль поместить туда старинный поморский компас, но практически в последний момент решил сделать крест. Это одна из разновидностей поморских поклонных крестов - "Приметный (маячный, навигационный) крест - знак поморов, нанесенный на лоцманские карты. Такой крест служил ориентиром для мореплавателей, поэтому его высота достигала 10-12 м, при этом верхний конец наклонной перекладины указывал строго на север. Такие кресты были распространены в северной поморской культуре". На мой взгляд, я не смог бы найти чего-то более подходящего для этой модели. http://www.sakkos.ru/interes/articles/Solovki/Solovki-14.html http://www.kandalaksha.org/interesno/1104-pomorskij-krest.html voldents likes this Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
IgorSky Posted April 5, 2016 Author Report Share Posted April 5, 2016 Тара voldents likes this Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
IgorSky Posted April 5, 2016 Author Report Share Posted April 5, 2016 Итак, начинаем с изготовления палубы-верхней части корпуса и нижней подводной части корпуса. Эту технологию я применяю, когда размер модели не позволяет выполнить настил палубы традиционным способом. Корпус модели разделен на две части, т.к. предполагается поместить коч в "море" и целиком корпус не проходит в горло "бутылки". voldents likes this Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
IgorSky Posted April 5, 2016 Author Report Share Posted April 5, 2016 Следующий этап - обшивка корпуса рейками. Технология простая - вымачиваем, гнем, сушим, клеим, сушим, обрезаем лишнее. Первая рейка клеится по самому краю боковой поверхности корпуса-палубы и служит еще и нижней доской фальшборта. voldents likes this Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
IgorSky Posted April 5, 2016 Author Report Share Posted April 5, 2016 Подобным способом приклеиваем первую доску обшивки с другой стороны корпуса, не забыв вклеить форштевень и ахтерштевень. voldents and Monty2 like this Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
IgorSky Posted April 6, 2016 Author Report Share Posted April 6, 2016 Далее наращиваем фальшборт с обоих сторон voldents likes this Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
IgorSky Posted April 6, 2016 Author Report Share Posted April 6, 2016 Теперь доклеиваем нижние доски бортов верхней части корпуса. voldents likes this Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
IgorSky Posted April 6, 2016 Author Report Share Posted April 6, 2016 Заготовку для нижней части корпуса готовим из двух кусочков грушевой рейки. Нижняя часть будет находиться под водой, поэтому я не вижу особого смысла мудрить с ее изготовлением )) Обрезаем нижнюю часть по контуру верхней, придаем ей нужную форму, "достраиваем" форштевень. voldents likes this Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
IgorSky Posted April 6, 2016 Author Report Share Posted April 6, 2016 Теперь, когда корпус коча вчерне готов (его еще предстоит дошкурить, но это можно между делом сделать), приступаем к рангоуту и наполнению палубы. Рангоут традиционно для малого масштаба из бамбука. Шлюпка из рейки груши. Вырезаем веретенообразное дно, приклеиваем борта, шкурим, вклеиваем банки, плющим лопасти весел из латунной проволоки 0,15 мм и voila )) Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
IgorSky Posted April 6, 2016 Author Report Share Posted April 6, 2016 Шпиль из бамбуковой зубочистки voldents likes this Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
IgorSky Posted April 6, 2016 Author Report Share Posted April 6, 2016 Примеряем шлюпку и шпиль к кочу. voldents likes this Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
IgorSky Posted April 6, 2016 Author Report Share Posted April 6, 2016 По чертежам на палубе должны находиться 2 помпы... Надо бы их, конечно, деревянными, наверное, сделать... но кто на самом деле их вообще разглядит после помещения коча в "бутылку" Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
IgorSky Posted April 6, 2016 Author Report Share Posted April 6, 2016 На палубе должны быть и бочки )) Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
IgorSky Posted April 6, 2016 Author Report Share Posted April 6, 2016 Румпель... он будет из надводной части и подводной. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
IgorSky Posted April 6, 2016 Author Report Share Posted April 6, 2016 Cледующий этап - парус. И примерка рангоута с некоторыми частями такелажа к корпусу Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
IgorSky Posted April 6, 2016 Author Report Share Posted April 6, 2016 Дооснащаем мачту: B очередная проверка на стенде )) Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
IgorSky Posted April 6, 2016 Author Report Share Posted April 6, 2016 Далее продолжаем подготовку к забутыливанию модели. Фиксируем стоячий такелаж и обрезаем концы нитей. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
IgorSky Posted April 6, 2016 Author Report Share Posted April 6, 2016 Теперь можно приступать к следующему этапу - заливка "моря", помещение в него нижней части корпуса, формовка "волн". Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
IgorSky Posted April 6, 2016 Author Report Share Posted April 6, 2016 По мере высыхания "моря" готовим верхнюю часть корпуса к "забутыливанию" - приклеиваем окончательно все палубные элементы, складываем мачту, разворачиваем парус и придаем всему этому компактную форму, позволяющую пропихнуть ЭТО через горло бутылки. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
IgorSky Posted April 6, 2016 Author Report Share Posted April 6, 2016 Наконец, наступила очередь, пожалуй, самого волнительного этапа в кораблевбутылкостроении )) - помещение верхней части корпуса в бутылку и дальнейшие работы уже внутри бутылки. Итак, компактно сложенный сверток пропихиваем в горло Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
IgorSky Posted April 6, 2016 Author Report Share Posted April 6, 2016 Если предыдущая операция прошла успешно, устанавливаем верхнюю часть корпуса на нижнюю (в этом нам помогут штифты) и фиксируем их друг с другом клеем Затем поднимаем и фиксируем мачту. При этом стоячий такелаж должен автоматически натянуться. Проверяем проводку снастей бегучего такелажа, концы которых выведены наружу Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
IgorSky Posted April 6, 2016 Author Report Share Posted April 6, 2016 Следующий этап - работа со снастями бегучего такелажа - натягиваем, фиксируем, обрезаем лишнее. Для обрезания ниток в этом проекте я сделал подходящий по размеру инструмент: Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
IgorSky Posted April 6, 2016 Author Report Share Posted April 6, 2016 Ну вот, корабль в бутылке! Теперь остается только закрыть бутылку пробкой и запечатать ее печатью. Каждый раз хочется придумать что-то оригинальное с пробкой, хотя получается не всегда. На этот раз конструкция пробки настоятельно требовала что-то поместить в имеющееся пространство. Идеи были разные, но, в конце концов, я остановился на идее поставить там поморский поклонный крест. На мой взгляд, это достаточно изящно, да и в тему, раз коч поморский )) Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
IgorSky Posted April 6, 2016 Author Report Share Posted April 6, 2016 Остался последний штрих, чтобы поставить точку (точнее печать) в этом проекте )) Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
IgorSky Posted April 6, 2016 Author Report Share Posted April 6, 2016 P.S. И небольшое лирическое отступление Я попытался вернуться на 400-500 лет назад к суровым островам Северного Ледовитого океана. Это было время, когда русские поморы занимались рыбной ловлей и промыслом морских животных в тех частях Арктики. Эти отважные мореходы полярных морей использовали деревянные корабли (кочи) для того, чтобы добраться до своих охотничьих угодий. Весна в Арктике. Пастель, 15х21 см, 2015 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.