Jump to content

Поморский коч в "бутылке" 1:1000


IgorSky
 Share

Recommended Posts

Позволю себе открыть этот раздел, чтобы не пустовал :)

 

В прошлом году мне попал в руки интересный флакон из-под духов и я решил "зафлаконить" в него модельку поморского коча.

 

Итак, ПОМОРСКИЙ КОЧ - уникальное полярное судно допетровского времени. Созданный поморами коч стал единственным в мире судном эпохи великих географических открытий, приспособленным к плаваниям в ледовой обстановке. Благодаря кону, русские промышлен­ники и землепроходцы смогли начать освоение Северного морского пути, колонизовать обширное пространство Севера, осваивать новые поселе­ния за полярным кругом. Однако к нашему времени сохранились только письменные упоминания о коче, но остается неизвестным точный вид судна и его конструкция.На основе археологических раскопок и научных исследований после­дних лет предложена программа реконструкции русского коча и подго­товки исторического эксперимента по плаванию на воссозданном судне. Реализация данной программы позволит поставить русский коч в ряду таких уникальных явлений всемирного наследия, как воссозданный Туром Хейердалом бальсовый плот «Кон-Тики» и папирусная лодка «Ра».

Коч – судно, созданное русскими поморами, жившими на берегах Белого моря. Особенности конструкции судна делали его уникальным по способности преодолевать большие расстояния в водах арктических и субарктических районов Евразии, ходить в сложной ледовой обстановке. Обтекаемый корпус судна способствовал его выжиманию на поверхность при ледовом сжатии, а особая форма днища и боковые кили позволяли перетаскивать корабль волоком. Существовало несколько типов кочей, но ни один из них не сохранился до нашего времени. - цитаты из книги "Коч — русское полярное судно: проблемы сследования и реконструк­ции"

 

При постройке модели я использую эти чертежи из журнала "Моделист-Конструктор" 1973, №10

 

Материалы традиционные: корпус - груша светлая и розовая, бамбук на рангоут, нитки для вязки мушек для такелажа.

По поводу креста:

Это поморский поклонный крест и он имел не совсем то значение, какое обычно приходит в голову в наше время ))

В процессе строительства модели я обдумывал вопрос - чем заполнить объем крышки флакона. Сначала была мысль поместить туда старинный поморский компас, но практически в последний момент решил сделать крест. Это одна из разновидностей поморских поклонных крестов - "Приметный (маячный, навигационный) крест - знак поморов, нанесенный на лоцманские карты. Такой крест служил ориентиром для мореплавателей, поэтому его высота достигала 10-12 м, при этом верхний конец наклонной перекладины указывал строго на север. Такие кресты были распространены в северной поморской культуре".

На мой взгляд, я не смог бы найти чего-то более подходящего для этой модели.

 

http://www.sakkos.ru/interes/articles/Solovki/Solovki-14.html

http://www.kandalaksha.org/interesno/1104-pomorskij-krest.html

 

post-799-0-65118400-1459866545_thumb.jpg

 

post-799-0-86689500-1459866645_thumb.jpg

voldents likes this
Link to comment
Share on other sites

Итак, начинаем с изготовления палубы-верхней части корпуса и нижней подводной части корпуса. Эту технологию я применяю, когда размер модели не позволяет выполнить настил палубы традиционным способом. 
Корпус модели разделен на две части, т.к. предполагается поместить коч в "море" и целиком корпус не проходит в горло "бутылки".

 

11825795_515911788560943_665005025269699

 

11813362_515927225226066_595689997180829

voldents likes this
Link to comment
Share on other sites

Следующий этап - обшивка корпуса рейками. 
Технология простая - вымачиваем, гнем, сушим, клеим, сушим, обрезаем лишнее. 
Первая рейка клеится по самому краю боковой поверхности корпуса-палубы и служит еще и нижней доской фальшборта.

 

11828817_516137591871696_782147686386537

 

11828817_516137581871697_662333373077920

 

11702794_516177268534395_804425818298975

voldents likes this
Link to comment
Share on other sites

Заготовку для нижней части корпуса готовим из двух кусочков грушевой рейки. Нижняя часть будет находиться под водой, поэтому я не вижу особого смысла мудрить с ее изготовлением ))

 

post-799-0-48547000-1459924260_thumb.jpg

 

post-799-0-17925300-1459924271_thumb.jpg

 

post-799-0-58510800-1459924294_thumb.jpg

 

Обрезаем нижнюю часть по контуру верхней, придаем ей нужную форму, "достраиваем" форштевень.

 

post-799-0-18674900-1459924304_thumb.jpg

 

post-799-0-73727200-1459924312_thumb.jpg

voldents likes this
Link to comment
Share on other sites

Теперь, когда корпус коча вчерне готов (его еще предстоит дошкурить, но это можно между делом сделать), приступаем к рангоуту и наполнению палубы.

Рангоут традиционно для малого масштаба из бамбука.

Шлюпка из рейки груши. Вырезаем веретенообразное дно, приклеиваем борта, шкурим, вклеиваем банки, плющим лопасти весел из латунной проволоки 0,15 мм и voila ))

 

post-799-0-97955000-1459924512_thumb.jpg

 

post-799-0-71070400-1459924504_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

По чертежам на палубе должны находиться 2 помпы... Надо бы их, конечно, деревянными, наверное, сделать... но кто на самом деле их вообще разглядит после помещения коча в "бутылку"

 

post-799-0-48107200-1459926523_thumb.jpg

 

post-799-0-50413100-1459926533_thumb.jpg

 

post-799-0-06951000-1459926548_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

По мере высыхания "моря" готовим верхнюю часть корпуса к "забутыливанию" - приклеиваем окончательно все палубные элементы, складываем мачту, разворачиваем парус и придаем всему этому компактную форму, позволяющую пропихнуть ЭТО через горло бутылки.

 

post-799-0-88232800-1459930092_thumb.jpg

 

post-799-0-83948900-1459930101_thumb.jpg

 

post-799-0-74055300-1459930111_thumb.jpg

 

post-799-0-71579400-1459930120_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

Наконец, наступила очередь, пожалуй, самого волнительного этапа в кораблевбутылкостроении )) - помещение верхней части корпуса в бутылку и дальнейшие работы уже внутри бутылки.

Итак, компактно сложенный сверток пропихиваем в горло

 

post-799-0-20967000-1459930296_thumb.jpg

 

post-799-0-59667100-1459930306_thumb.jpg

 

post-799-0-99056900-1459930316_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

Если предыдущая операция прошла успешно, устанавливаем верхнюю часть корпуса на нижнюю (в этом нам помогут штифты) и фиксируем их друг с другом клеем

 

post-799-0-71994700-1459930469_thumb.jpg

 

Затем поднимаем и фиксируем мачту. При этом стоячий такелаж должен автоматически натянуться.

 

post-799-0-90285800-1459930512_thumb.jpg

 

post-799-0-61371100-1459930650_thumb.jpg

 

Проверяем проводку снастей бегучего такелажа, концы которых выведены наружу

 

post-799-0-36832400-1459930614_thumb.jpg

 

post-799-0-18221100-1459930630_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

Следующий этап - работа со снастями бегучего такелажа - натягиваем, фиксируем, обрезаем лишнее. Для обрезания ниток в этом проекте я сделал подходящий по размеру инструмент:

 

post-799-0-99694900-1459933693_thumb.jpg

 

post-799-0-71304000-1459933702_thumb.jpg

 

post-799-0-59902200-1459933712_thumb.jpg

 

post-799-0-38792000-1459933723_thumb.jpg

 

post-799-0-94426500-1459933733_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

Ну вот, корабль в бутылке! Теперь остается только закрыть бутылку пробкой и запечатать ее печатью.

Каждый раз хочется придумать что-то оригинальное с пробкой, хотя получается не всегда. На этот раз конструкция пробки настоятельно требовала что-то поместить в имеющееся пространство. Идеи были разные, но, в конце концов, я остановился на идее поставить там поморский поклонный крест. На мой взгляд, это достаточно изящно, да и в тему, раз коч поморский ))

post-799-0-31310200-1459933900_thumb.jpg

post-799-0-31752000-1459933909_thumb.jpg

post-799-0-35854500-1459933920_thumb.jpg

post-799-0-13747700-1459933932_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

P.S. И небольшое лирическое отступление

 

Я попытался вернуться на 400-500 лет назад к суровым островам Северного Ледовитого океана. Это было время, когда русские поморы занимались рыбной ловлей и промыслом морских животных в тех частях Арктики. Эти отважные мореходы полярных морей использовали деревянные корабли (кочи) для того, чтобы добраться до своих охотничьих угодий.

 

Весна в Арктике. Пастель, 15х21 см, 2015

 

post-799-0-63765000-1459934801_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share

×
×
  • Create New...