Перейти к содержанию
Лавка Корабела - Форум судомоделистов

Руководство по пошиву парусов (от Олега Серёгина)


Рекомендуемые сообщения

Руководство любезно предоставлено Олегом Серегиным.  

 

Для примера шьются паруса для Бота «Святой Гавриил»:

Начинается все с вешалки.

Хотя нет… в магазин. Надо купить ткань. Однозначно перкаль. Но ее делают в Питере, а до него далеко и думаю не только мне. Значит надо найти что-то взамен.

Пробовал разную. Но (мое личное мнение) нужна натуральная. Хотя из синтетики можно найти внешне очень классную. Только работать с ней гораздо сложнее. ​Вы легко можете заметить в середине работы, что размер получающегося паруса уже отличается от того, что был в начале работы. ​ ​Она гораздо сильнее пружинит (причем может по-разному в разных направлениях), сложнее загладить сгиб перед прострочкой (или не загладиться или синтетика подплавиться под утюгом), хуже клеиться, окрашивается, ну и т.д.

Вот несколько вариантов для сравнения:

301117cef0e9.jpg

 

второй справа вариант очень красив и даже цвет тот что надо!

смотрим их поближе:

bb8bb79f5543.jpg

3a2cf21d9e45.jpg

 

Вы видите, что на втором образце очень редкое плетение и на модели просто-напросто будет смотреться как мешок. Ведь не стоит забывать, что масштаб у нас все же не 1:20 и даже не 1:36...

Кому паруса из мешковины? Может Вам? Нет! (а на фотографиях я ведь встречал ;) Так что, думаю, этот кусок ткани отдам знакомой. Она шьет куклы, ей самое то, а нам оно не надо.

По качеству плетения и тонкости ткани более-менее подходят крайние варианты.

смотрим их поближе:

c7a55a2509bd.jpg

 

Ну что ж, они очень похожи. Одинаково частое плетение, единственное что у образца справа более тонкие нити. При прочих равных я бы выбрал его, но... к сожалению, у меня только небольшие обрезки и на комплект мне не хватит. Это перкаль, которая, к сожалению, у нас в городе в магазинах отсутствует. Вариант слева не знаю, как называется. Найден в уже не помню каком по счету магазине ткани. Будем делать из него.

В общем, вроде бы тривиальный кусочек ткани ценой 50 рублей на ботик выливается в процесс на поиски подходящего варианта, требующий и времени, и усилий.

Теперь ткань нужно затонировать в чае, можно окрасить краской, можно оставить цвет ткани - все зависит от Вашего желания.

При окраске краской цвет получается более стойкий, более предсказуемый, да и палитра не ограничена, но на окраску и сушку требуется гораздо больше времени. И, как Вы уже догадываетесь, будет дороже.

 

Итак, ткань мы подобрали, покрасили. Теперь начинаем шить. Сам процесс можно описать ​просто:

прошили строчку, отступили, повторили и так пока не закончится....

Но​ на деле выходит намного сложнее:

Для начала надо ​наметить положение паруса на ткани и место, где будет начинаться первая строчка. И в этом месте начинаем шить.

Шить надо ровно ​вдоль нити.

Представьте себе, если шов будет наискосок, на парусе это будет выглядеть… очень неаккуратно.

Поэтому шьем точно ​по прямой вдоль нити.

Глаз должен неотрывно следить за швом, иначе легко соскочить с выбранной "дорожки". И ​хотя у нас ​и ​не сильно большие​ паруса, советую взять чуть больше кусок ткани и сделать шов чуть длиннее.

Причина проста: в оконечностях ткань хуже контролируется и соответственно чаще старается "убежать". Потом, чуть сдвигая парус по ткани, можно будет выбрать более качественный кусок.

А теперь самое ​сложное​!

Вы знаете, что полотна паруса сшивались внахлест. Значит надо этот внахлест обозначить. Значит должен быть рядом еще один шов!

Ну что же. Прострачиваем еще раз, отступив от первой нитки в сторону. Я отмеряю нитками — 3 шт. Получается так:

c23d57b5fb57.jpg

 

Посчитал, что для сравнения спичка будет великовата, положил простую швейную нитку.

Для кого метрическая система ближе - между строчками около 1 мм. Примерно 0.8​. Таким образом получается, что ширина стыка​, если брать в масштабе, составляет около 2-х дюймов, как, собственно, и было на настоящих парусах.

​Этот шов должен быть также прямым. Если ​строчки будут "гулять" - это будет видно сразу, т.к. расстояние между ними невелико.

Ну вот, несколько однообразных вечеров и все заготовки прошиты​. ​

Практика делает свое дело, и я сейчас шью гораздо быстрее. Но глаза устают довольно быстро, поэтому приходится делать перерывы.

Нет. Если у Вас масштаб достаточно крупный (хотя бы 1:48) то можно сделать и так:

8ba88991a3d0.jpg

 

Но здесь на каждый нахлест лично у меня уходит порядка получаса, а также учитывая что их может доходить до 50-55 на одном парусе, а парусов в полном корабельном вооружении порядка 16 (это без лиселей), стоимость таких парусов точно надо будет с сенатом согласовать! :oops:

Зато какая красота получится!

natanef, WilliamDum, JohnDEn и 14 другим понравился пост
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Итак, мы добрались до самого паруса. Заготовки готовы. Берем нужную, берем трафарет паруса, и располагаем его на ткани.

Я обвожу карандашом, можно купить специальный мел в швейном магазине, можно, как делала моя мать - обмылышком с острым краем. Здесь как удобно.

118f6f273ce4.jpg

 

Если будете делать карандашом, учтите, что он не отстирывается :)

Я ​размечаю там, где ткань завернется или будут накладки, и полоса карандаша окажется скрытой.

Для укрепления ткани проходим клеем (у меня ПВА) по кромкам, где будет разрез.

Когда клей высохнет, вырезаем парус. Помните, что часть, которая будет подгибаться должна остаться и ее отрезать не надо :)

 

На схеме «Милании»​ риф-бант в нижней части паруса заходит под подгибки шкаторин (или стороны паруса, если удобно). Значит сначала прикрепляем его. Для этого вырезаем полосу ткани, накладываем на парус и прострачиваем по краям:

e89726df0f98.jpg

0428e358ccb3.jpg

 

Сложность здесь и далее в том, что риф-бант нужно пришить параллельно нижней части паруса, а ткань здесь тонкая и норовит все время ползти в сторону. Ее постоянно приходиться ловить.

​Растягивать парус НЕЛЬЗЯ иначе эту растяжку пристрочите и парус будет вытянут. Особенно по шкаторинам, но об этом чуть ниже. Здесь как раз и вылезет нам боком свойство синтетики растягиваться, если экспериментировали с ней.

 

Не устали? Тогда поехали дальше!

 

Далее подворачиваем шкаторины. На чертеже не указано в каком порядке. Ну что ж, не всё отображают на чертежах, значит шьем как положено. Сначала верхнюю, потом боковые, в конце - нижнюю. Здесь как и с риф-бантом. Сначала подгибаем край ткани. Нужно ровно, чтобы ширина подгибки была одинаковой.

​Нанесенный ранее клей помогает кромке ткани не осыпаться "бахромой". Затем шкаторину прострачиваем по краю.

afc9b542e9cb.jpg

 

Осторожно! Здесь кроме того, что нельзя ткань натягивать и она старается уползти в сторону чуть ли не на каждом миллиметре, добавляется сложность в том, что ​строчка идет по краю ткани на расстоянии около 2х миллиметров​.

Можно, конечно, сначала все загнуть, а потом все прошить по периметру, но этот вариант я считаю халтурой. А вы любите халтуру? ​ ​И я нет. Поэтому так не делаю.

Подогнув все шкаторины, получаем готовый парус.

e27044fbb939.jpg

 

У меня, с опытом в не один десяток парусов в том числе и более сложных, ушло около полутора часов.

Charlespedy, natanef, Danielel и 3 другим понравился пост
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Окончание :)

 

Итак, тело паруса у нас готово, остал​ись, на первый взгляд, не сильно сложные​ вещи: пришить лик-трос, обработать углы и сделать кренгельсы.

Но вы то ​уже знаете, что это не так :)

 

Цена на базовый комплект у меня включает приклееный лик-трос.

В качестве альтернативы за доплату предлагается пришитый лик-трос. Преимущества пришитого в том, что он не боится дальнейших действий с парусами, в том числе и намокания. Если Вы захотите паруса "надуть ветром", то это будет критично.

 

Заказчик хотел лик-трос пришитый, соответственно берем иголочку и начинаем шить.

d1521abc5736.jpg

 

Шьем в каждую прядь троса, иначе будут дырки. С вариантом охватывать ниткой лик-трос поверх — это не ко мне.

Доходим до нокового угла. Здесь делаем имитацию нокового кре​н​гельса. Для этого обшиваем край паруса ниткой, а из лик-троса образуется петля кренгельса.

cbc96f2c66ff.jpg

f681abeaee71.jpg

Образовав петлю, продолжаем шить также в каждую прядь до переднего угла, где делаем еще один такой же ноковый кренгельс.

Далее спускаемся вниз по шкаторине до галсового угла паруса.

Небольшой секрет: при шитье я немного натягиваю лик-трос. Во-первых, снимается нагрузка с полотнища, во-вторых, получается небольшая "надутость", в-третьих, так оно и было на самом деле :)

Кренгельсы в нижних углах немного другие. Здесь лик-трос пришивается до конца.

c3f2f9807786.jpg

 

Потом делаем петельку, не забывая, что надо будет поставить еще и бензель на нее​. ​

d768a08421d2.jpg

 

Доходим до шкотового угла, делаем такой же кренгельс, как и в галсовом углу.

Далее надо сделать стык двух тросов. Я делаю что-то типа длинного сплесня. Правда остаются торчать небольшие обрезанные кончики, но они нужны, чтобы сплесень не распустился. При желании их можно обрезать, но надо сразу же пропитать клеем это место, чтобы кончик нити, которому уже нечем держаться, не вылез. Делать это надо после того как трос будет пришит, иначе вы не подденете прядь иголкой :)

Я клеем не пользуюсь.

5e6c7dc32228.jpg

 

Фух! Уже не долго :)

Осталось сделать бензели в галсовом и шкотовым углах и вплести три кренгельса на задней шкаторине.

Сначала делаем бензели. Здесь я использую свой любимый питончик. Поначалу уходило довольно много времени, когда вязал его на такелаже своей модели, но со временем стал укладываться в минуту - полторы. Мне кажется результат того стоит.

901e2a7fa58b.jpg

Затем обрезаем нижнюю нить и через "марлинь-отверстие" делаем пару шлагов верхним концом нити. Этим убиваем сразу двух зайцев: кренгельс получается прикреплен к парусу, бензель не сползет ну и (оопс... третий "заяц") так и делали!

b2fe877703dc.jpg

5d2b83f379bd.jpg

 

Теперь вплетаем первый кренгельс на шкаторине напротив риф-банта.

 

b826d2ee0568.jpg

 

Кренгельс английский, без клея, сплетен как положено, поэтому также сверху торчат небольшие "рожки" ниток. При желании можно срезать, но сразу же надо проклеить, чтобы не распустился.

Теперь оставшуюся часть паруса делим на три части. Я делаю подручными методами :)

395d7b6684dd.jpg

 

и по этим меткам вплетаем еще два кренгельса.

 

Все. Парус готов:

6c5dc451279a.jpg

 

Действия с лик-тросом и кренгельсами заняли у меня на этом парусе четыре часа. Большую часть времени пошло на пришивание лик-троса (чуть меньше 3-х часов), на обработку кренгельсов ушло тоже час-полтора.

И нужно учесть, что я уже не думаю, куда мне тыкать иголку и как плести кренгельс или бензель.

 

Ах да, осталось сделать еще три. Они будут сделаны аналогично. Отличия только в отсутствии нашивок и количестве кренгельсов на них.

На весь комплект у меня ушло полторы недели плотно по вечерам и выходным.

a708461d6062.jpg

 

С любезного согласия Олега Кузьмина (Yord), несколько фото его модели.

Единственное отличие парусов на этой модели от текущего комплекта, то, что паруса окрашены краской.

b2d53d15546f.jpg

905db495065b.jpg

01239ea8d496.jpg

 

В заключении хочу добавить, что технология, конечно, не нова. Например, паруса от Светличного (масштаб 1:48)

marinef, greenstone, Villy и 4 другим понравился пост
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ИЗГОТОВЛЕНИЕ РИФ-СЕЗНЕЙ.

 

Уже нескольким людям пообещал показать как я вставляю риф-сезни в парус. Поэтому решил выложить на форуме. Может кому еще будет интересно.

для начала берем веревочку

61684d0ca5da.jpg

 

отмеряем нужную длину риф-сезня. В принципе можно взять чуть больше и потом их подстричь, но я отмеряю сразу. Размер особо не гуляет. В этом месте я просто сгибаю канатик, остается загиб  5d5594867606.jpg

 

далее по этому месту делаю полуузел и затягиваю ходовой конец. Чтобы не узел не уполз, его можно придерживать в загибе канатика пальцами

1f565f095896.jpg

 

получается вот такой узел. канатик получается "согнутым" на 90 градусов

e3c684bb60f5.jpg

 

далее берем тонкую иголочку и вставляем риф-сезень в люверс паруса. Я взял для наглядности просто кусок тряпки и сложил, чтобы было видно противоположный конец риф-сезня  462dfa7b513e.jpg

 

ходовой конец вытягиваем до упора, разумеется

0a35123eadb7.jpg

 

далее делаем опять полуузел таким образом

4a4e5d1772c7.jpg

 

теперь натягиваем коренной конец вверх

8027ce6c232b.jpg

 

и, придерживая коренной конец узла пальцем (для гурманов - верхнюю часть узла :)), затягиваем ходовой конец каната

e8c3be1371b7.jpg

 

получается вот такой вот "риф-сезень", продетый в "люверс"

1a231ee83ddf.jpg

 

Оба хвостика "висят" вниз, как и положено. При желании можно еще и подклеить

Вот. Вроде бы ничего сложного :)

 

Такие паруса он шьет на заказ. Кому будет интересно, пишите ему сюда haron.ul@yandex.ru. («С темой письма <Ник/Фамилия Название корабля>»)

Charlespedy, Mabletots, Danielel и 1 другому понравился пост
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот и мои паруса от Олега. Так сказать наглядный результат метода

_MG_5091.jpg

 

_MG_5092.jpg

 

_MG_5093.jpg

 

_MG_5094.jpg

Danielel, greenstone, Mabletots и 3 другим понравился пост
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, под цветовую гамму модели очень хорошо вписываются. Плюс шлюпка у меня как бы новая, состаренные паруса были бы немного не в тему

Charlespedy, Mabletots и Danielel понравился пост
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, под цветовую гамму модели очень хорошо вписываются. Плюс шлюпка у меня как бы новая, состаренные паруса были бы немного не в тему

Согласен) Я в последнее время везде спрашиваю про риф-сезни, спрошу и у тебя: почему их нет на твоих парусах? )) Я не удержался и сделал заказ на паруса для бота, будут как наглядное пособие))
Danielel, Mabletots и Charlespedy понравился пост
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А они разве должны быть на дюбель-шлюпке?

На боте риф-банты Олег делает, насколько помню

Charlespedy, Danielel и Mabletots понравился пост
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А они разве должны быть на дюбель-шлюпке?

На боте риф-банты Олег делает, насколько помню

Не знаю. Чем больше парус, тем появляется большая в них необходимость. Я где-то видел на косых парусах
Mabletots, Charlespedy и Danielel понравился пост
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На галерах да, нужны, тут нет видимо, иначе производитель указал бы. У Гармашева кстати тоже нет, как и на проф моделях.

На боте есть только на одном парусе, остальные слишком малы

Charlespedy и Mabletots понравился пост
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На галерах да, нужны, тут нет видимо, иначе производитель указал бы. У Гармашева кстати тоже нет, как и на проф моделях.

На боте есть только на одном парусе, остальные слишком малы

Понятно)

Charlespedy и Mabletots понравился пост
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...